Железнодорожные составы, даже самые современные, как правило, создают ощутимый шум при своем движении. С целью уменьшения влияния шума от движущегося железнодорожного транспорта на человека широко используются такие средства защиты, как акустические дорожные экраны или заборы. По сути шумозащитные заборы представляют собой высокие ограждения для отражения и рассеивания звуковых волн, устанавливаемые на специальных опорах вдоль железнодорожных путей. Возможность снижения уровня шума на 8-24 децибел позволяет сохранять здоровье людей, находящихся поблизости от шумовых ж/д источников.
Рассмотрим основные требования к акустической эффективности шумозащитных железнодорожных экранов: высоту, длину, поверхностную плотность.
Необходимая акустическая эффективность железнодорожного экрана обеспечивается благодаря надлежащему выбору его основных параметров, таких как длина, высота, конструктив верхней части, применение звукопоглощающих материалов в панелях. Также значимым моментом является грамотное расположение шумозащитного забора относительно железнодорожных путей и объектов защиты.
Высота акустического шумозащитного экрана для РЖД определяется в зависимости от его необходимой акустической эффективности. При этом учитывается высота объектов защиты и их расположение относительно ж/д полотна. Необходимость сооружения шумозащитного экрана подтверждается должными акустическими расчетами, а также расчетами прочности конструкции.
Длина шумозащитного экрана выбирается, исходя из условия обеспечить расстояние от проекции крайней точки защищаемого объекта на экране до соответствующего конца ограждения, не менее чем в четыре с половиной раза больше наименьшего расстояния от защищаемого объекта до ограждения. Расстояние от крайнего объекта защиты до соответствующего края акустического ограждения выбирается с целью возможности пренебречь дифракцией на конце шумозащитного экрана.
Если длину ограждения невозможно обеспечить в соответствии с вышеизложенным требованием, проектируется экран максимально возможной длины. После чего проектируются дополнительные боковые акустические ограждения. Боковые экраны монтируются вплотную к основному экрану в сторону объектов защиты с целью их защиты от шума движущегося железнодорожного транспорта.
Поверхностная плотность панелей шумозащитного ж/д ограждения выбирается из условия обеспечения звукоизоляции панели Rd более чем на 10 дБ выше необходимой акустической эффективности экрана. Это предотвращает прохождение проникающего к объекту защиты прямого звука.
Техническая документация на шумозащитные панели должна содержать значения звукоизоляции Rd и значения коэффициента звукопоглощения панелей отражающе-поглощающих шумозащитных экранов ad (со среднегеометрическими частотами 125, 250, 500, 1 000, 2 000, 4 000, 8 000 Гц в октавных полосах). В том числе в тех. документации должны быть отражены соответствующие значения суммарной стандартной неопределенности. Методы определения указанных значений приведены в установленной нормативной документации (Приложение А к ГОСТу 33329-2015).