Главная / Ремонт и дизайн / «Лекари» безмолвных свидетелей истории

«Лекари» безмолвных свидетелей истории

Инновационные технологии по сохранению культурно-исторического наследия разработали ученые ЛЭТИ

Опыт работы по реставрации памятников культурно-исторического наследия с применением лазерных и оптико-электронных методов и технологий представили ученые ЛЭТИ на Неделе науки в Берлине.

«Реставрирование может рассматриваться как «лечение», – сказал выдающийся культуролог, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. На это утверждение одного из великих людей ХХ века сегодня опирается понимание задач реставрации памятников культуры. Как выбрать правильный метод «лечения», чтобы в процессе не навредить скульптуре, монументу или холсту? – этим вопросом задаются работники сферы искусства. Ученые из Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» предложили уникальные методы реставрации, документирования и создания копий скульптурных памятников путем применения лазерных технологий.

Опыт петербургских исследователей по применению лазерной техники привлек внимание зарубежных коллег на одном из самых престижных европейских научных мероприятий – Неделе науки в Берлине. В ее рамках состоялась панельная сессия, посвященная вопросам реставрации памятников культуры с помощью высоких технологий. Одним из ключевых спикеров выступил профессор кафедры фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфенов. Он представил мировому научному сообществу обзор практических работ по применению лазерных технологий в сохранении памятников истории и культуры в Санкт-Петербурге, которые были выполнены научной группой университета в рамках сотрудничества со специалистами музеев и реставрационных компаний в период с 2006 по 2018 год.

На Неделе науки в Берлине Вадим Александрович Парфенов рассказал о первых опытах практических работ ученых вуза по применению лазеров в реставрации. В 2006 году в кооперации с компанией «Реставрационная мастерская «Наследие» были проведены работы по очистке мраморных надгробий в некрополе XVIII века Александро-Невской лавры. В 2007 году состоялось сотрудничество научной группы университета с Государственным Русским музеем по очистке 30 итальянских мраморных скульптур XVIII века в Летнем саду в Санкт-Петербурге. С помощью лазера удалось удалить все загрязнения без повреждения каменной поверхности.

Большой интерес участников пленарной сессии в Берлине также вызвал опыт реставрационной работы, выполненной учеными вуза в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Впервые в мировой практике все работы по очистке мраморных статуй были выполнены исключительно при помощи лазера. Совместно с реставраторами из компании «Ресстрой» специалистам ЛЭТИ удалось подарить новую жизнь скульптуре «Зефир, качающийся на ветке», которая была выполнена в 1860 году. До начала работ она имела застарелые биологические поражения, черные гипсовые корки и многочисленные саже-пылевые загрязнения. Полученные результаты доказали эффективность лазера как инструмента для реставрации

Заинтересованность зарубежных коллег вызвала еще одна область работ ученых СПбГЭТУ «ЛЭТИ» – применение технологии лазерного 3D-сканирования для создания электронных паспортов и физических копий скульптурных памятников. В мировом сообществе среди специалистов в области музейной работы в настоящее время идут жаркие споры: что лучше – дать разрушающемуся экстерьерному памятнику погибнуть на его историческом месте или заменить его на копию? Прийти к единому мнению иностранных экспертам пока не удалось. Заявление ученого ЛЭТИ о том, что в Санкт-Петербурге с его суровым климатом такой дилеммы уже не существует, вызвало удивление участников панельной сессии в Берлине.

«Сегодня в нашем городе идёт активный процесс изготовления копий скульптурных памятников с последующей музеефикацией оригиналов. Но возникает другой серьезный вопрос: какие технологии можно и нужно использовать при создании копий памятников? Сейчас копии из камнезаменителей получают в результате формовки оригинальной скульптуры, а это неизбежно приводит к существенному физико-химическому воздействию на ее поверхность», – пояснил Вадим Александрович Парфенов.

Ученые ЛЭТИ предлагают  альтернативный способ – бесконтактное копирование скульптурных памятников. Оно позволяет изготавливать копии скульптурных памятников из натурального камня (мрамора, известняка, гранита и т.д.). Опыт работы с использованием  данной технологии у ученых вуза тоже есть. Сделана копия мраморного бюста «Примавера» из коллекции ГМЗ «Царское Село» при помощи создания компьютерной 3D-модели в результате лазерного 3D-сканирования. Еще одна подобная работа выполнена научной группой  ЛЭТИ по изготовлению копии мраморного бюста русского императора Петра I из коллекции ГМЗ «Петергоф».

Также ученым ЛЭТИ в результате использования лазерного 3D-сканирования, компьютерного моделирования и 3D-печати удалось изготовить реплику утраченной скульптуры из бывшей усадьбы Сергиевка в пригороде Санкт-Петербурга.

По словам Вадима Александровича, несмотря на имеющиеся положительные результаты проведенных работ, внедрение инновационных технологий в область музейной работы происходит медленно. Основные причины – финансовая составляющая и настороженное отношение к новым методикам, ведь главная заповедь музейного сотрудника, как и врача – «Не навреди». Все это пока сдерживает внедрение новых методов реставрации, которые могли бы повысить эффективность выполнения разных задач музейной работы.

Ученые ЛЭТИ надеются, что представленные на Неделе науки в Берлине уникальные результаты научной группы вуза по реставрации и реконструкции скульптурных памятников в Санкт-Петербурге вызовут практический интерес и откроют перспективы для более широкого внедрения лазерных и оптико-электронных методов и технологий в сохранение практике музейной работы в России.

Источник: СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Смотрите также

Как установить дверь в черной эмали?

Никто не станет отрицать и спорить, современные материалы, как собственно и технологии, представлены достаточно широко. …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *